Константин Андреевич Сомов (1869–1939), русский живописец и график, член «Мира искусства», воссоздавал в своих полотнах иронически-стилизованные, порой в жеманно-эротическом духе сценки дворянского быта 18 в. («Вечер», 1900–02), писал островыразительные портреты («Блок», 1907), пейзажи, иллюстрации («Книга маркизы» Ф. Блей и Сомов, 1907–1908).
Обучаясь в мастерской И.Е.Репина, он создал две свои картины: «Дама у пруда» и «Людмила в саду Черномора», в которых проявился интерес к ретроспективизму, элегичность, изысканность — то, что впоследствии определяло манеру художника. Помимо портретной графики Сомов работал и в области книжной иллюстрации. В начале XX в. художники «Мира искусства», среди которых был и Сомов, возродили после долгого забвения этот вид искусства. Оформление книги, все ее элементы — шрифт, формат, обрез, обложка, заставки и виньетки — должны были составлять единое целое.
Сомов принимал участие в графическом оформлении журналов «Мир искусства» и «Парижанка», периодического издания «Художественные сокровища России» и журнала «Золотое руно», используя характерный для XVIII в. черно-белый силуэт и стилизованные «китайские мотивы» (Поцелуй. Заставка из журнала «Золотое руно»).
Все творчество Сомова пронизывает интерес к пейзажу, будь то портрет, жанровая сцена или интерьер с видом из окна. Его ранние работы — «Сумерки в старом парке», «Конфиденции» (обе 1897), «Поэты» (1898), «Купальщицы» (1899) и др. — отмечены гармонией цвета и игрой фактуры, передающими идиллически-задумчивый, одухотворенный образ природы. Стилизованные пейзажные мотивы с ретроспективным оттенком XVIII в. прослеживаются в таких картинах, как «Вечер» (1902), где ритм повторяющихся аркад гармонично сочетается с плавными движениями дам в причудливых туалетах.
Чарующий неподвижный пейзаж, плоскостный и декоративный, характерен и для картины «Осмеянный поцелуй» (1908) с ее томными и жеманными персонажами. Любование и гротеск сопровождают настроение многих ретроспекций Сомова.